Интересная статья по истории и развитию вертолетов продольной схемы. #Разное_военное@gunsandtanksoftheworld
Бизнесмены на тандеме
Пожалуй, самый популярный вертолет, выполненный по продольной схеме – американский военно-транспортный CH-47 Chinook, который наверняка знаком читателю по голливудским фильмам и многочисленным фотографиям. Менее известен один из его ближайших родственников, гражданский газотурбинный Vertol 107-II, который достаточно долгое время являлся мечтой вертолетных авиакомпаний. Объединяет же их то, что они обязаны своим существованием... банану. Летающему банану.
Один винт? Маловато будет!
Крутящий момент возникает, когда двигатель вертолета воздействует на несущий винт. Сопротивление винта, в свою очередь, воздействует на двигатель. Таким образом, если ничем не компенсировать сопротивление, начинают крутиться и винт, и корпус. Результаты такого взаимодействия почему-то никому не нравятся.
Сын польского эмигранта Фрэнк Пясецкий стал вторым после русского эмигранта Игоря Сикорского, кто создал и запустил в Америке жизнеспособный вертолет. Выполненный по классической схеме PV-2 принес в вертолетостроение ряд важных нововведений, в том числе и полноценное управление общим шагом несущего винта, что позволяло регулировать подъемную силу последнего. Созданная для отработки и демонстрации новых технологий машина заинтересовала военных, чьи средства дали Фрэнку возможность начать разработку принципиально новой конструкции. С помощью нее он надеялся справиться с теми задачами, которые обычному вертолету были не под силу – в первую очередь, это касалось грузоподъемности. Пясецкий решил использовать два несущих винта противоположного вращения, что давало два больших преимущества: отсутствие крутящего момента и большая подъемная сила. Будучи убежденным сторонником тандемной схемы, он начал работы по созданию своей новой машины и увековечил свое имя в истории вертолетостроения.
Смотрите! Летающий банан!
Ради перечисления трудностей, с которыми приходится сталкиваться первооткрывателям, вряд ли стоит жертвовать целой статьей – все равно места не хватит. Отметим лишь, что при создании абсолютно нового вертолета нетрадиционной схемы, встало множество вопросов. А ответов сначала не было. К тому же, не было уверенности, что все это сработает... а сколько раз конструкторам приходилось делать «первые шаги»! Но лирическое отступление затянулось.
Итак, первым в мире успешным тандемом стала машина, которая была запущена в серийное производство под наименованием HRP-1. Ее летный прототип был самым большим вертолетом того времени – большим, но не очень удобным. Все дело в том, что с обшивкой решили не мудрить, и первое время машина представляла собой летающую раму с двумя винтами и лобовым стеклом («хоть на этом спасибо», – наверняка говорили летчики). Имелся и ряд недостатков: по отзывам испытателей, машина была своенравная, а двигатель, находящийся в задней части фюзеляжа и соединенный с несущими винтами сложной и громоздкой трансмиссией, практически сводил на нет просторный фюзеляж. Тем не менее, когда раму все-таки покрыли материей, HRP-1 размещал двоих пилотов и до восьми пассажиров, что для вертолетов того времени было лучшим показателем. Прозвища «летающий банан» первый тандем Пясецкого удостоился по самой простой из причин – он был на него очень похож формой, а впоследствии и цветом (береговая охрана окрашивала свои машины в желтый). Изгиб фюзеляжа возник по необходимости: несущие винты не должны были пересекаться, и один нужно было разместить выше другого.
Всего было построено 20 серийных машин, а также 5 модернизированных HRP-2 с металлической обшивкой и некоторыми другими улучшениями, которые завоевали доверие ВМС и береговой охраны США и проложили дорогу последующим проектам Пясецкого.
Успех в войсках
Очередная работа конструктора использовала наработки HRP-2, но вывела их на новый уровень. На новой машине HUP Retriever был установлен двигатель Continental R975-42 мощностью 550 л.с., который позволил вертолету установить в феврале 1949 г. неофициальный рекорд скорости – 210,8 км/ч – в ходе испытательного полета на заводском аэродроме фирмы. Тогда же летчик Джим Райан впервые в мире выполнил на вертолете петлю Нестерова, причем случайно: в ходе демонстрации способности корпуса выдерживать высокие перегрузки, он развил максимальную скорость на пикировании и резко повел машину вверх. Когда же вертолет встал вертикально, Райану уже ничего не оставалось, кроме как завершить маневр. Все прошло хорошо, хотя летчик признался, что в какой-то момент «стало страшновато».
Американские военные смогли проверить машину на выживаемость в условиях ядерной войны. В ходе маневров Desert Rock V вертолетный десант был доставлен «верхом на бананах» прямо в эпицентр ядерного взрыва буквально через полчаса после детонации. Судя по тому, что впоследствии было произведено 339 машин, большинство из которых отправилось на службу в ВМС и сухопутные войска США, HUP-2 отлично справился и с этой неординарной задачей.
Успех «на гражданке»
Еще одна модель – вертолет H-21 Workhorse – имеет непосредственное отношение к гражданской авиации, ведь именно он был конвертирован в первый Vertol 44 (название образовано от словосочетания Vertical Takeoff and Landing – вертикальный взлет и посадка). «Рабочая лошадка» стала очередным большим успехом Пясецкого и была высоко оценена военных. H-21 участвовал в военных действиях во Вьетнаме, главным образом в роли десантно-транспортной машины. Для войсковой службы было построено свыше 500 вертолетов различных модификаций.
В 1955 г. в компании Piasecki Helicopter произошел раскол из-за «серьезных разногласий управляющего состава», и Фрэнк Пясецкий оставил свое детище, чтобы с головой уйти в эксперименты. В следующем году оставшаяся компания была переименована в Vertol Aircraft Corp. и начала работать параллельно в нескольких направлениях, в том числе и создавать гражданский вертолет на базе H-21. Новая машина, получившая имя Vertol 44, сразу привлекла интерес авиакомпаний, во многом благодаря большой для вертолета пассажировместимости и низким эксплуатационным расходам. На фоне конкурентов – машин Сикорского S-55 и S-58 – новый тандем смотрелся очень убедительно, несмотря на более высокую стоимость: авиакомпании рассчитывали отбить эти вложения за счет увеличившегося пассажиропотока и экономии на расходах. В 1957 г. новую машину отправили «показать себя» на нефтяные месторождения, а с 1959 г. пять вертолетов взяла в эксплуатацию уже хорошо знакомая читателям прошлых статей авиакомпания New York Airways. Базой для «Вертолов» стали посадочные площадки на Уолл-стрит и Гудзоне, откуда они доставляли пассажиров в аэропорты и другие места. Несколько вертолетов находились в эксплуатации во Франции и Италии.
Vertol 44 отличался высокой надежностью: в 1960 г. машины New York Airways вылетали согласно графику в 98,8% случаев, исключая отмены рейсов в связи с погодными условиями. Вертолет брал на борт до 15 пассажиров и развивал скорость 210 км/ч. Он заработал хорошую репутацию и проложил дорогу еще одному тандему, мирному брату воинственного вертолета, названного в честь индейского племени чинук и ставшего кинозвездой.
А тем временем в СССР...
Разрабатывать вертолет продольной схемы Як-24 для советских вооруженных сил начали одновременно с разработкой вертолета Ми-4 – в октябре 1951 г. – и осуществили в рекордно короткий срок: уже 3 июля 1953 г. один из четырех «летающих вагонов», как их метко окрестили, совершил первый полет. В просторной грузовой кабине могли размещаться два автомобиля-вездехода ГАЗ-69 или до 40 солдат. На нем были установлены первые в СССР мировые вертолетные рекорды: летчики Е. Ф. Милютичев и Г. А. Тиняков подняли груз массой 4000 кг на высоту 2902 м и груз массой 2000 кг на высоту 5082м.
Гражданский вариант Як-24А вмещал 30 пассажиров. Имелся также девятиместный вариант, предназначавшийся для особо важных лиц. По оценкам журнала Flight, в начале 60-х модель выполняла в основном роль очень неэкономичного VIP-транспорта. Другие источники указывают, что вертолет стал незаменимым в народном хозяйстве и решал множество важных задач. Как бы то ни было, по разным оценкам было произведено около 50—100 машин, из которых только один в Центральном музее ВВС в Монино.
Columbia Helicopters представляет: «Турбокоптер»
В начале 60-х корпорацию Vertol Aircraft приобрел авиастроительный гигант Boeing. На тот момент в недрах компании разрабатывался принципиально новый тандем, который приводился в движение двумя турбовальными двигателями Lycoming. Прототип носил название Vertol Model 107 и стал скорее промежуточной ступенью между H-21 и последующими военными вертолетами – CH-46 Sea Knight и CH-47 Chinook – а не самостоятельной машиной. Это была первая серьезная работа компании с газотурбинным двигателем и, естественно, без некоторого количества улучшений не обошлось. После этих улучшений появилась на свет модель 107-II, а впоследствии и вышеназванные военные вертолеты. Стало ясно, что труды не были напрасными. Оба военных вертолета имели (и до сих пор имеют) огромный успех в вооруженных силах США. Всего было построено свыше 600 машин Sea Knight и более 1000 Chinook. По лицензии «Вертолы» производились в Японии под обозначением KV-107. В Стране Восходящего Солнца собрали около 100 машин.
Невооруженным гражданам Америки новых тандемов с ГТД досталось существенно меньше, но они все же внесли достаточно весомый вклад в развитие вертолетных пассажироперевозок. В очередной раз всех опередила компания New York Airways, которая приобрела восемь новых Vertol 107-II, оснащенных двигателями General Electric. 1 июля 1962 г. был введен в эксплуатацию первый из них. Развернули мощную рекламную кампанию, продвигающую имидж «вертолета реактивной эпохи» и призывающую расслабиться на борту роскошных вертолетов, которые со скоростью 250 км/ч в считанные минуты доставят пассажира из центра города в один из аэропортов или другой пункт назначения. Сами машины окрестили «турбокоптер» – в наши дни под таким названием могли бы показать футуристический боевичок.
«Турбокоптер-2: наши дни»
Всего у компании New York Airways в управлении находилось восемь «турбокоптеров» Vertol 107-II. Один из них, к сожалению, разбился в 1963 году, зато все остальные, отслужив верой и правдой до 1979 г., перешли под управление компании Columbia Helicopters, где и летают по сей день. Компания эксплуатирует мощные машины с двумя несущими винтами (не только Vertol 107, но и специально модифицированные Chinook) в большом количестве различных операций, где они играют множество ролей: спасателей, пожарных, летающих кранов, транспортов и т.д. Вертолет за регистрационным номером N6674D, который перешел в компанию из New – обладатель мирового рекорда среди винтокрылых машин. С момента постройки в 1962 г. он налетал свыше 70 тыс. часов. Если не это считать доказательством потрясающей надежности и долговечности, тогда что? Наследникам Фрэнка Пясецкого определенно есть чем гордиться.
http://jets.ru/reviews/2008/07/28/vertol
